ЗНАМЕНИТЫЕ ЗДАНИЯ ПРАГИ  

****
ДВОРЕЦ ЯРМАРОК
«Велетржни Палац» -- огромное здание из стекла и бетона, где находится коллекция современного изобразительного искусства Национальной галереи. Каждое известное здание, как и известная личность, имеет свою историю. Например, «Люцерне» посчастливилось: здание сохранило свой первоначальный облик до сегодняшнего дня. Судьба же Велетржни Палаца складывалась трагично с начала его строительства.
В 1924 году в молодой независимой Чехословакии было решено возвести «Дворец Ярмарок». Среди архитекторов был объявлен конкурс, в котором выиграл проект Йозефа Фухса и Олдржиха Тыла. Однако из-за недостатка средств построен был только один павильон Дворца. Здание, прославляющее возникновение республики, достроили только спустя три года. В его выставочном павильоне разместили экспозиции достижений страны и работы знаменитого чешского художника Альфонса Мухи. «Велетржни Палац» полностью оправдал свое назначение и стал центром европейской торговли. В его просторных залах постоянно проводились разноплановые выставки. В то время Дворец состоял из девяти этажей, два из которых были подземными.
С 1939 года драматическая история «Дворца Ярмарок» начала стремительно развиваться. Во время второй мировой войны фашисты использовали здание как сборный пункт для евреев, чей дальнейший путь лежал в концентрационные лагеря. В 1948 году все чешские промышленные ярмарки переносятся в Брно и появляется предложение о разрушении «Велетржни». Экономический расчет в самый последний момент спасает здание. В нем решено разместить офисы административного центра внешней торговли.
Пик трагедии пришелся на 1974 год, когда пожар полностью уничтожил постройку. От шедевра современной архитектуры остался лишь железобетонный каркас. В городе долго ходили слухи о том, что здание было подожжено специально. И снова перед городскими властями встала дилемма: разрушать Дворец до основания или восстанавливать его? Дебаты длились целых четыре года, а бренные останки некогда знаменитого здания терпеливо ждали своей участи. В 1978 году «Велетржни Палац» объявили памятником архитектуры XX столетия. Однако работы по его реконструкции начались лишь спустя десять лет и продолжались до 1995 года.
При открытии Дворца произошел скандал. Дело в том, что экспозицию картин современного искусства составлял художник Милан Книжак. Его взгляды на искусство отличались большим демократизмом: на выставке художник представил работы неизвестных мастеров и собственные творения, что и стало причиной скандала. В дальнейшем организаторы выставки решили не рисковать и обратились к произведениям признанных авторов. Картины современного изобразительного искусства прекрасно гармонируют со стилем Велетржни. Просторные залы и стеклянные потолки создают особое настроение при посещении выставки. Первый этаж Палаца напоминает городской проспект, а малый зал похож на высотное здание.
****
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДВОРЕЦ
Промышленный дворец -- выдающееся строение пражской архитектуры, после Национального музея и Национального театра. Его строительство осуществилось в кратчайшие сроки, всего за девять месяцев. В мае 1891 года здание было готово принять первых посетителей. Земская юбилейная выставка, для которой и был построен дворец, пользовалась огромной популярностью. За время ее проведения около двух миллионов человек ознакомились с экспозицией. Цель выставки -- показать высокий уровень развития промышленности, сельского хозяйства, ремесел, науки и культуры.
В последующие годы, на территории комплекса проводились значительные мероприятия: Чешско-славянская этнографическая выставка (1895 г.), Выставка архитектуры и инженерии (1898г.). В 20-е годы ХХ века во дворце произвели некоторые перестройки. Появился лекционный зал, ресторан, кафе. После второй мировой войны в стране произошли важные изменения, и во дворце прошел съезд заводских советов. Он принял закон о национализации.
В 1954 году выставочный центр стал парком культуры и отдыха, а здание - Дворцом съездов. Комплекс стал современным культурным центром того времени. Главный зал вмещал до 3,5 тысяч зрителей и использовался для проведения съездов Коммунистической партии, а также проведение торжественных концертов. Правое крыло здания предназначалось для постоянных выставок, в левом проводили светские встречи и балы. К столетию Земской выставки, в 1991 году правительство страны решило провести Всеобщую Чехословацкую выставку. Однако успеха первой она повторить не смогла.
Выставочный комплекс расположен на территории районов Голешовице и Бубны. Он состоит из 146 зданий, главный из которых -- Промышленный дворец. Проект осуществляли известный архитектор Б. Мюнцбергер и инженер Ф. Прашил. Вход в здание украшают скульптуры и бюсты выдающихся чешских изобретателей -- работы Ф. Гергесела, А. Прохазки и Л. Вурцела. Окна -- тема особая. В их остеклении принимали участие сотни специалистов. Было израсходован один миллион стекол различных образцов. За основу приняли тему художника М. Алеши -- аллегорические образы науки и промышленности на золотисто-желтом фоне. Особая достопримечательность -- башня с часами. Высота ее достигает 50 метров. Куполообразная крыша покоится на четырех угловых подпорах. Подняться в башню можно по винтовой лестнице, расположенной в ее центральной части.
В настоящее время Промышленный дворец используется для проведения грандиозных праздников с участием звезд чешской эстрады - Карела Готта, Хелены Вондрачковой и др. В обычные дни здесь, как и прежде, проводят выставки.
****
ЖОФИН
Дворец «Жофин» -- великолепное здание, построенное в далеком 1837 году. Оно находится в центре Праги на романтическом острове со столетним парком. Дворец посещают главы государств, здесь проводятся международные конференции, концерты, выставки, показы мод и, конечно, традиционные балы. С историей дворца связано много известных имен. Начнем с того, что здание названо в честь матери императора Франца-Иосифа I, как и остров, на котором оно располагалось.
Открылся дворец в 1837 году великолепным балом. По его паркету в вихре вальса кружилось множество именитых гостей: чешская сказочница Божена Немцова, Антонин Дворжак, Бенджамин Сметана и другие знаменитости. Дворец посещали с концертами Ференц Лист, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер и наш соотечественник Петр Чайковский. В 1884 году под покровительством городской администрации была проведена реконструкция «Жофина»: изменения, которые появились тогда в здании, были в стиле «ренессанс». На территории дворца разместились летний ресторан и музыкальный салон.
Однако в жизни респектабельного «Жофина» была и темная полоса. Некоторое время здание принадлежало муниципалитету Праги, и его дальнейшее использование без ремонта было невозможно. Для этого требовались огромные средства. К счастью, выход из этого тяжелейшего положения вскоре был найден: дворец перешел в частные руки. Нынешние владельцы, к радости горожан, сохранили и развили культурную направленность «Жофина». Во дворце до сих пор продолжают проводить балы, которые могут посетить все желающие. Стоимость билетов зависит от уровня проводимого мероприятия и колеблется от 500 крон до 2500 крон.
История острова «Славянский», где расположен дворец, очень интересна. Остров находится рядом с набережной им.Масарика, за Национальным театром. Первоначально остров назывался «Красильным» (здесь располагались мастерские по крашению кож), потом его переименовали в «Жофин». Третье свое название он получил в 1848 году после того, как во дворце прошел Славянский конгресс. В 1841 году на острове проложили железную дорогу, и по ней проехал первый паровоз, а конце столетия там было проведено электрическое освещение. В южной части острова расположены выставочный центр «Манес» и памятник писательнице Божене Немцовой.
****
ЛЮЦЕРНА
«Люцерна» -- одно из наиболее популярных и посещаемых комплексов в центре Праги. Его строительство началось в 1907 году и шло в три этапа. Вначале возвели Большой зал, кинотеатр и начали строить просторный пассаж, где планировалось открыть сеть магазинов. В связи с началом 1-Мировой войны строительство было временно приостановлено и торжественное открытие состоялось лишь в декабре 1920 года.
Центральная часть комплекса - Большой зал. Он состоит из трех этажей и вмещает в себя до 2000 человек. Конкурсы, концерты известных исполнителей, презентации постоянно проводятся в этом центре культуры и досуга. В прошлом в нем блистали Эмма Дестинова, Луи Армстронг и другие звезды мировой величины.
Кинотеатр «Люцерны» по праву считается одним из старейших в Праге и Чехии. В декабре 1909 года здесь состоялся первый премьерный показ фильма, а в 1913 году зрительный зал был расширен до 820 мест. Достопримечательность зала -- лестница начала века, по ней зрители спускаются в зрительный зал. На мансардном этаже в 20-30 годы проходили выставки современного изобразительного искусства. На месте современного клуба «Люцерна-бар» в свое время располагался знаменитое «Кабаре Люцерна», где выступали популярные комики Восковец и Верих.
В пассаже можно найти все необходимое для жизни - магазины, ателье мод, салон- парикмахерская, кафе и рестораны. Изюминкой можно назвать чайную в японском стиле, официантки здесь одеты в настоящие японские кимоно. Открылась чайная в 1908 году.
Интересна история возникновения названия «Люцерна». Когда главный архитектор Гавел (дед нынешнего президента Чехии) показал своей жене проект, то ей он показался похожем на фонарь (по-чешски «люцерна»). Так комплекс и назвали. После смерти отца, «Люцерной» управляли его сыновья - Вацлав и Милаш. Затем комплекс национализировали и лишь в 1989 году, после бархатной революци право собственности было возвращено семье Гавела - Ивану и Вацлаву.
Комплекс «Люцерна» располагается между улицами - Водичкова и Штепанска и, также как и в 20-годы, является центром культурной и общественной жизни Праги.
****
МАНЕС
«Манес» -- один из самых известных выставочных центров Праги. Судьба здания складывалась непросто. В двадцатых годах прогрессивное общество художников «Манес» обратилось в мэрию с просьбой о предоставлении ему помещения. После длительных переговоров обществу было разрешено использовать для своих нужд Шитковскую мельницу. Она располагалась на берегу Влтавы и ее необходимо было перестроить. Архитектор О. Навотны, председатель «Манеса», предоставил свой проект, и после его утверждения работы начались. Трудностей при реконструкции объекта оказалось значительно больше, чем предполагалось. Часть фундамента старого здания можно было разрушить только с помощью тяжелой техники. Но самая сложная проблема ждала строителей впереди: водонапорная башня имела отклонения от вертикальной оси, и никакие опорные конструкции не смогли это исправить. Выход нашелся простой -- оставили все так, как получилось, и теперь башня является еще одной достопримечательностью Праги, как самое наклоненное сооружение города.
Галерея «Манес» была торжественно открыта в октябре 1930 года. Основную площадь комплекса занимал, разумеется, выставочный зал. По проекту архитектора, одна из стен здания полностью была стеклянной, что давало возможность дополнительного освещения. В центре располагался ресторан и несколько магазинчиков.
Пражане приняли новое здание в штыки. В газетах появились статьи негативного характера, в которых проект раскритиковали в пух и прах. Многие горожане заявляли городским властям протест, уверяя, что новый комплекс уродует набережную Влтавы. Прошло несколько лет, прежде чем новый стиль конструктивизма, в котором был построен «Манес», был принят обывателями.
Как и многие другие здания Праги, галерея «Манес» пережила национализацию. В 1948 году здание было передано Союзу чешских художников, и общество «Манес» (членами которого были известный художник Макс Швабинский и целая плеяда замечательных мастеров современности) прекратило свое существование. Новые хозяева небрежно отнеслись к зданию и провели разрушительную реконструкцию, после которой единая идея комплекса была непоправима нарушена. Только в девяностые годы «Манес» снова стал собственностью восстановленного Общества художников с одноименным названием.
В настоящее время галерея «Манес» является местом проведения самых интересных и необычных выставок. Например, там выставлял свои работы известный художник Олдржих Кулханек, который известен в Чехии и за рубежом своими графическими работами. Темой выставки были денежные купюры. Предыстория этой экспозиции очень интересна. Когда правительство Чехии решило сменить денежные знаки, был организован конкурс среди художников страны. Выиграл проект Кулханека. Государственный заказ потребовалось выполнить всего за полтора года, вместо обычных пяти лет. Все это время мастер испытывал большую психологическую нагрузку, так как необходимо было строго держаться правил и сроков. После окончания работы у художника проснулась творческая фантазия, и он нарисовал свои денежные купюры. Серия рисунков называлась: «Смешные деньги». Они и составили основу экспозиции.


ТАНЦУЮЩИЙ ДОМ
ДОМ ФАУСТА

Hosted by uCoz